Соц сети



Итак… в предновогодний период я продолжила изучать репертуар театра Et cetera, и с каждым разом убеждаюсь всё больше, что я наконец-то нашла свой любимый театр. Мне нравится атмосфера, мне нравится очень добрые и отзывчивые женщины в фойе. И, конечно, мне нравятся спектакли. Чтобы их понять, надо уметь думать и анализировать, а не просто смотреть на сцену.

В этот раз был поход на «Морфий» по Булгакову. Перед походом я на всякий случай освежила сюжет в памяти, благо это произведение составляет 9 страниц. Вообще, забегая наперёд скажу, что это уже второй спектакль, который несведущему человеку, не читавшему оригинал, смотреть будет достаточно сложно.

Войдя в зал, я обнаружила неожиданную вещь – занавеса не было, а на сцене в позе почти что эмбриона сидел актёр – Алексей Черных. И всё время, пока люди заходили в зал, вплоть до начала действия, он сидел неподвижно.

Естественно такое не прошло мимо школьников, которые начали неприлично ржать, пытаться докричаться до актера и т.п. Если честно, этот кагал неадекватных подростков был самым сильным раздражающим фактором весь спектакль. Не знаю, было ли это какое-то организованное мероприятие, или что-то ещё, но им было скучно и не интересно происходящее на сцене, кроме некоторых моментов, и они пытались веселиться в той манере, которую считают единственно возможной, в то время когда остальные пытались смотреть спектакль. В очередной раз убеждаюсь, что поколению 2000-х до высокого искусства нет дела.

Но я отвлеклась… Итак, сцена представляет собой огороженное пространство и досок, часть из которых представляют собой двери или калитки, часть – это скамейки, которые в течение повествования превращаются то в машину, то в камеру в психлечебнице, то в ринг, то в подиум. На самом деле, вроде бы простое решение, но как элегантно и эффективно смотрится.

Актёр на сцене сидит в современной одежде. Кстати, хотелось ему аплодировать уже с самого начала – чтобы сыграть такую психологически сложную роль, надо настроиться - прочитать внутренний монолог - а шум толпы, доносящийся из зала, естественно мешает. Когда начинается спектакль, хор быстро переодевает Алексея, превращая его в доктора Полякова. Не знаю, что видел в этом режиссёр, а лично я восприняла это переодевание как намёк на то, что проблема, о которой пойдёт речь, актуальна. Это случалось тогда, это происходит и сейчас.

Спектакль сам по себе представлен в виде сплава драматического театра, пластического, пантомимы, а так же оперы. Так же стоит отметить присутствие на сцене музыкантов студии “SoundDrama”, которые играют немаловажную роль в происходящем.

Сам рассказ Булгакова представляет собой заметки доктора Полякова, в которых он описывает свою жизнь и свою болезнь – морфинизм. В то время как дневник доктора представляет собой рваное повествование, на сцене перед нами разворачиваются картины деревенской жизни. Это и пьянки, и сенокос. На сцене нет ничего кроме вышеуказанных скамеек, а так же пары ведёр и лопат. Но это не мешает видеть то, что задумал режиссёр.

Кроме Алексея Черных, на сцене было две женщины – Татьяна Владимирова, игравшая роль Анны Кириловны, и Ирина Рындина, игравшая роль Амнерис, жены Полякова, которая бросила его. Обе женщины сыграли просто прекрасно! Хочется отдельно отметить прекрасный оперный вокал Ирины Рындиной.

Если говорить о запоминающихся моментах, их было несколько. Начало спектакля, момент когда скрипач начал играть на одной, очень высокой ноте, всё усиливая и усиливая звук. От этого звука нервы сжимались и хотелось закрыть уши руками. Этот простой ход создал необходимую напряжённую атмосферу. Так же сцена в психиатрической лечебнице. И, конечно, финал.

Мне интересно было бы узнать видение режиссёра, но опять-таки мне лично показалось, что в конце, когда Анна Кириловна раскладывает ту самую современную одежду на полу, а ансамбль постепенно закрывает все ворота и калитки, все дыры и щели – когда они это делают со стуком… Мне показалось, это напоминает, как в гроб забивают гвозди. Вообще, интересный нюанс, что главный герой ни разу не покидает сцену на протяжении всего действия, в то время как остальные спокойно пересекают эти деревянные границы.
Пару слов об ансамбле. Ребята великолепно играют свои роли. Вроде бы маленькие сами по себе, они во многом и создают те самые картины жизни, в которых существуют главные герои. Без них этого не было.

Для восприятия спектакль достаточно тяжёлый, потому что во многом он напоминает одну большую галлюцинацию, где то краски усиливаются, то всё становится блёклым и серым. Реальность переходит в психоделические пляски и обратно. Аменрис, не являясь реальной, активно участвует в происходящем.

В общем, если резюмировать всё вышесказанное, то спектакль однозначно стоит посмотреть.